leto_t (leto_t) wrote,
leto_t
leto_t

Category:

Венские истории: №6, Три жизни одного моста

Имперский мост (Reichsbrucke), соединяющий второй район Вены Леопольдштад с Донауштадтом - это на самом деле три разных моста, объединенные общей историей.

Имен у моста было тоже три: мост крон-принца Рудольфа (Kronprinz-Rudolf-Brucke), Имперский мост и мост Красной Армии (Brucke der Roten Armee). В 1956 мосту было возвращено старое название, Reichsbrucke.

Вот он. Уверена, что все кто был в Вене этот мост видели и помнят)



Такое в общем-то мрачноватое сооружение, особенно если идти по нему пешком. Но тут как раз случай, когда имидж ничто по сравнению с историей. А в истории Reichsbrucke много интересного, необычного и иногда даже необъяснимого. Можете себе представить, как в мирное время и без всяких видимых причин в большом европейском городе среди бела дня рушится мост? Причем один из самых прочных .

а вот представьте



стоял-стоял 130 лет, пережил практически без повреждений самые трудные для себя и для Вены времена, да и обвалился.

До сих пор никто точно не может назвать причину обрушения. Говорят о совокупности неблагоприятных факторов, что все роковым образом сошлось вместе именно в этот день, 1 августа 1976 года.
Но был и один благоприятный фактор - мост рухнул в половине пятого утра в воскресенье, когда движение по нему было минимальным. Потому жертва была одна. Что было бы, случись это в будний день в час пик, страшно представить.



Кстати, в этот же день, 1 августа 1976 года в Нюрбурге австрийский гонщик Ники Лаудер врезался в ограждения и горел в своем "Феррари". Но это уже совпадение, конечно, и не имеет к мосту никакого отношения. Просто вспомнилось почему-то.

Немного истории.

12 сентября 1868 года император Франц Иосиф I лично подписал указ об урегулировании дунайского русла (Donauregulierung ) и строительстве прочного моста через Дунай. В 1872 году начались строительные работы и 21 августа 1876 года новый мост Kronprinz-Rudolf-Brucke был торжественно открыт.



После печальных событий в Майерлинге и смерти кронпринца Рудольфа в народе мост стали называть мостом самоубийц.

В 1919 на смену развалившейся Австро-Венгерской империи приходит Австрийская Республика, а мост получает свое новое название - Райхсбрюке.
И живет с ним до 1946 года. Но это только название не менялось, а сам мост успел за это время многое пережить. Во-первых, мощный ледоход 1928/29 годов и второе рождение.
Мост выстоял после ледохода, но находился практически в аварийном состоянии из за сильных повреждений. Было решено его перестроить. Точнее, отстроить заново. При этом прежний мост просто "отодвинули" на 26 метров вниз по течению, так что возможность переправиться с одного берега на другой сохранялась на всем протяжении строительных работ. Интересно, что перетаскивание старого моста с места на место заняло всего шесть с половиной часов.

Открытие нового подвесного моста состоялось 10 октября 1937 года. Это был третий по величине подвесной мост в Европе, ставший символом величия и процветания австрийской столицы.



ну и третье рождение моста в апреле сорок пятого, когда Reichsbrucke оставался единственной переправой через Дунай в направлении Линц-Вена и должен был быть взорван, чтобы замедлить наступление советских войск. Готовясь к обороне города, немцы уже взорвали все мосты через Дунай кроме одного, Имперского. Все попытки бойцов 3-го Украинского фронта прорваться к мосту закончились неудачей, 11 апреля им в подкрепление пришел отряд бронекатеров, затем в бой вступила 7-я гвардейская воздушно-десантная дивизия.
из википедии:

атаки немцев достигли небывалой силы. Всю ночь шёл яростный уличный бой, что для противника было нехарактерно. Десант находился под угрозой гибели.

Утром 13 апреля сводный штурмовой отряд (командир — старший лейтенант И. Кочкин) из состава морской пехоты Дунайской флотилии прорвал оборону противника в районе Венского моста, в прорыв был введён стрелковый полк 80-й гвардейской стрелковой дивизии. С большими потерями этот отряд сумел прорваться к мосту и соединиться с десантом. Пока основное внимание противника было сосредоточено на борьбе с прорвавшимся отрядом, в брешь введены главные силы дивизии, усиленные самоходными орудиями из 2-й гвардейской механизированной бригады. После жестокого боя они также вышли к мосту, разрезав восточную группировку врага. 16 советских САУ на большой скорости перешли по мосту и заняли круговую оборону на западном берегу, а сапёры механизированной бригады сняли взрывчатку с моста (свыше 100 зарядов). Этот момент боя стал переломным в штурме Вены. Потеряв единое управление и взаимодействие, части восточной группировки к исходу дня были уничтожены или капитулировали, а войска противника из западных районов города начали спешный отход. В ночь на 14 апреля Вена была полностью освобождена


В воспоминаниях многих участников боев за Райхсбрюке я читала про "элеватор, на крыше которого разместились снайперы" Этот элеватор - нынешний венский отель Hilton Vienna Danube Waterfront. И еще за Имперский мост бился Георгий Юматов, рулевой-сигнальщик Дунайской флотилии.
такая вот история.

1961 год, мост во время летнего купального сезона



вид на мост с Дунайской башни, это я в прошлом году снимала



пешеходная часть



страшненькая и безлюдная, но фотать тут интересно



это уже вид снизу



с другой стороны моста виды кардинально меняются





а со стороны Мексикоплац есть хороший прогулочный променад, я как раз на нем дунайских чаек фотографировала





на мосту



и отражения

Tags: Австрия, Вена, венские истории, история, мои фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments