leto_t (leto_t) wrote,
leto_t
leto_t

Categories:

Лентос, Ленин и немного истории

Лентос (Lentos) - музей современного искусства в Линце. Современное искусство я не то чтобы не люблю, просто не всегда понимаю и особо им не интересуюсь. Но когда в прошлом году Лентос анонсировал экспозицию "Lenin Eisbrecher", ледокол Ленин, я решила все-таки сходить посмотреть. Заодно и с современным искусством ознакомиться.

Тогда даже ничего писать не стала ни о выставке ни о музее, настолько странными были впечатления. Если б не веселые ролики из старых кинокомедий, то вообще бы наверное очень быстро оттуда сбежала.




Началом создания музея можно считать выставку картин из частной коллекции Вольфганга Гурлитта. Выставка эта открылась в 1946 году и стала первым значимым событием в культурной жизни послевоенного Линца. В том же 1946 году Гурлитт, уроженец Мюнхена, получил австрийское гражданство.

Через несколько лет городские власти выкупили у Гурлитта несколько десятков картин и графических работ, а временная выставка превратилась в "Новую Галерею города Линц, музей Вольфганга Гурлитта". Так именовался тогда нынешний Лентос.





Сам Гурллит получил должность пожизненного директора музея, это было одним из условий передачи картин городу. Однако уже в 1956 году его смещают с этого поста - слишком много вопросов стало вызывать происхождение коллекции. Вопросы эти так и остались без ответа а сам Гурллит ссылылся на то, что все документы о происхождении картин пропали при бомбежке.

В 2003 году Лентос переехал в новое здание на набережной Дуная. Картины, рисунки, скульптуры и фотографии - все, чем пополнилась за эти годы коллекция галериста и основателя музея Вольфганга Гуллита.

Во время моего посещения кроме ледокола Ленина в музее работала выставка "Slapstick!". Slapstick в переводе означает "фарс", "буффонада" и сама выставка представляла собой скорее собрание инсталляций на тему нелепых и комичных ситуаций, в которых иногда может оказаться человек.



В залах на мониторах показывали отрывки из старых комедий времен немого кино, где герои падают, устраивают бои тортами и просто дерутся разными бытовыми предметами) Вот если б не эти комичные ролики, то общее впечатление от музея было бы еще хуже совсем другим.
А так даже посмеялась немного.







на заднем плане макеты тортов из папье-маше для киношных сражений





Остальные экспонаты потом тоже воспринимаются как некая комедийная атрибутика. По крайней мере, мне так легче их было понять.







а Кончита Вурст по-моему просто скосплеила этот образ. Волос только у нее поменьше.



К Ленину я уже спустилась почти без сил, ошалев от впечатлений. Думала, картинки разные посмотрю, успокоюсь.
ага...



в общем, достойное завершение культпохода. Если б знала, то сначала бы сюда зашла, а уж потом на Чаплина с Ллойдом смотреть.







но ледокол тоже был





потом долго гуляла вдоль набережной, смотрела на замок Линц на другой стороне Дуная и на мокрые после дождя цветы. Нужно было немного отойти от встречи с искусством.









сайт музея Лентос http://www.lentos.at/
и для тех, кому интересно, история семьи Гурллит, взята отсюда


В конце прошлого года Художественный музей Берна (Швейцария) объявил о том, что примет завещанную ему покойным Корнелиусом Гурлиттом коллекцию. Эта коллекция, как предполагается, состоит из конфискованных нацистами у прежних владельцев произведений модернизма и подлежит реституции. Одновременно Художественный музей «Лентос» в Линце (Австрия) объявил о реституции трех работ из своего собрания их наследникам: в провенансе двух из них значилось одно и то же имя — Гурлитт.

История с «мюнхенским кладом» — коллекцией искусства модернизма, состоящей из около 1,5 тыс. работ, обнаруженной в квартире Корнелиуса Гурлитта, сына немецкого арт-дилера Хильдебранда Гурлитта, — в 2012 году стала сенсацией не только в Германии, но и в Швейцарии и Австрии. Однако для Австрии «главной проблемой» оказался не сам Хильдебранд, а его двоюродный брат Вольфганг, который был на семь лет старше.

В Австрии закон о реституции действует с 1998 года, и за последние 16 лет наследникам прежних владельцев было возвращено немало известных работ, обнаруженных в государственных, региональных и городских музеях. Во всех крупных австрийских культурных учреждениях собирались и по сей день действуют комиссии по исследованию провенанса хранящихся в коллекциях работ.

Музей «Лентос» в Линце дважды созывал подобные комиссии — в 1998 и 2007 годах; на сегодняшний день музеем возвращено 13 работ: среди самых последних картины немецкого художника Ловиса Коринфа Отелло (1884) и Вид из мастерской художника (1891). Обе выставлялись в музее до 11 января, после чего покинули его стены, чтобы отправиться в частные руки. Эти два полотна происходили из коллекции Вольфганга Гурлитта, которая в свое время легла в основу музея.

Уже тогда, сразу после войны, имя Гурлитта вызывало подозрение: как и его двоюродный брат Хильдебранд, Вольфганг утверждал, что все его документы и архивы в Германии были уничтожены во время бомбардировок, так что проверить провенанс работ, которые он продал Линцу, было невозможно, и происхождение многих из них было окутано тайной. Кроме того, с течением времени городские чиновники начали все больше критиковать Вольфганга за его темное прошлое, особенно же недовольны они были его параллельной арт-дилерской деятельностью.

В июле 1960 года городские власти решили убрать фамилию Гурлитта из названия музея, который отныне стал просто Новой галереей Линца. Оскорбленный Гурлитт тогда подал иск и выиграл дело, в 1963 году суд обязал музей вернуть прежнее название — Новая галерея Линца в ответ тянула время. Вскоре после этого, в 1965 году, Вольфганг скончался.

Кстати о дилерской деятельности — арт-дилерство и коллекционерство были для Вольфганга наследственными занятиями: в 1893 году, будучи еще ребенком, он унаследовал коллекцию своего отца Фрица, в которой было около 1,5 тыс. работ, и его галерею. Она так и называлась Fritz’s; после смерти Фрица Гурлитта и до 1912 года ею управляла его жена Аннарелла вместе с отчимом Вольфганга Имхоффом. Их выставки современного и новейшего искусства неизменно были крупными культурными событиями в городе.

Так что, директорствуя в Линце, Гурлитт продолжал держать галерею в самом центре Мюнхена и был известен как владелец внушительного собрания произведений Эгона Шиле, в которую входило в том числе более 100 работ на бумаге.

Как и его кузен, Вольфганг Гурлитт продолжал собирать и продавать искусство и после прихода к власти Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП, 1933–1945). Во время Второй мировой войны оба брата активно расширяли свои коллекции: у них были связи в верхушке Третьего рейха, включая специально уполномоченных чиновников, занимавшихся так и не реализованным проектом Музея фюрера в Линце, — Ганса Поссе и его преемника Германа Восса.

В послевоенные годы Вольфганг остался в Бад-Аусзее. Хильдебранд переехал в Дюссельдорф, где был назначен управляющим директором Художественного союза земли Северный Рейн-Вестфалия. Он охотно предоставлял музеям работы из своей коллекции, в том числе на имевшую невероятный успех выставку «Синего всадника», прошедшую в Мюнхене в 1949 году. В 1953 году Хильдебранд не только передал картины для выставки Немецкое искусство. Шедевры XX века в Люцерне, но и принял участие в ее почетном консультативном комитете. Только за 1954 год, по данным сайта lootedart.com, работы из коллекции Хильдебранда Гурлитта экспонировались в Галерее Ганновера, в художественных союзах Дюссельдорфа и Ганновера, в Кунстхалле Бремена и в Музее Фолькванг в Эссене. В каталоге 1955 года к гастролям в США выставки Немецкие акварели. Рисунки и гравюры 1905–1955 Томас Мессер, директор Американской федерации искусств, благодарит Хильдебранда за щедрость: «Д-р Х. Гурлитт, директор Художественного союза земли Северный Рейн-Вестфалия, любезно предоставил нам большинство работ для выставки, которая благодаря ему смогла состояться».

Вольфганг Гурлитт после войны также продолжал активную общественную и частную деятельность. В мае 1947 года в Новой галерее Линца открывается первая крупная послевоенная выставка произведений Альфреда Кубина. В 1949 году выставка Эгона Шиле и Густава Климта была организована в Цюрихе: в каталоге к ней искусствовед Эрвин Градманн выражает признательность Вольфгангу Гурлитту за «значительное количество» предоставленных рисунков. Год спустя состоялась выставка Шиле в Выставочном центре в Зальцбурге, где экспонировались 102 работы — все из коллекции Вольфганга Гурлитта. В 1951 году в Австрии он организовал первую с 1937 года крупную ретроспективу Оскара Кокошки.

Через год после того как Австрия представила свой обширный проект закона о реституции 1998 года, Вальтер Шустер, директор Архивов города Линц, опубликовал доклад, основанный на исследованиях коллекции Вольфганга Гурлитта: «В учетных книгах и документах Новой галереи Линца есть информация лишь о нескольких картинах из 111 принадлежавших Гурлитту, касающаяся провенанса или утверждающая его право собственности. Что касается 459 гравюр, то их происхождение и вовсе остается загадкой».

За последнее время никакой существенно новой информации не появилось. В ноябре прошлого года Нина Кирш, пресс-секретарь музея «Лентос», в электронном письме The Art Newspaper сообщила, что расследование по делу о коллекции Вольфганга Гурлитта пока не завершено, и комиссии, созванной специально для ее изучения, требуется больше времени из-за количества работ.

Однако австрийскому музею наконец удалось поставить точку в борьбе против присоединения к его названию имени Гурлитта: в 2003 году музей переехал в новое здание на берегу Дуная и с тех пор известен как Художественный музей «Лентос» в Линце. Тем не менее пятно на происхождении работ из коллекции музея смыть этим не удалось.

Справедливости ради стоит отметить, что «Лентос» не единственный покупатель коллекции Вольфганга Гурлитта, многие музеи и коллекционеры во всем мире напрямую или через посредников приобретали у него либо брали работы на время. Австрийские эксперты сходятся во мнении, что каждая сделка должна быть теперь тщательно проверена.

Но самый главный вопрос: знали ли в австрийских, немецких и швейцарских художественных кругах — и в других странах — о деятельности кузенов Гурлиттов до того, как их история стала достоянием общественности? Несмотря на множество разрозненных фактов, вопросов пока гораздо больше, чем ответов.


Tags: Верхняя Австрия, Линц, история, мои фото, музеи
Subscribe

  • И о погоде

    Сижу жду у моря погоды. На реальную погоду с температурой воздуха и осадками мне фиолетово, все равно почти весь день на работе. У нас там постоянно…

  • Прогулки по пятницам

    С проходимцами я на прошлой неделе не гуляла. Просто не смогла себя вытащить из дома в уличное пекло. Потом после двух недель жары по всей стране…

  • Июньские прогулки

    Прогулка с проходимцами тут https://prohodimcy.livejournal.com/3005171.html Жара. Я ее чувствую даже на работе под кондиционными мурашками. которые…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • И о погоде

    Сижу жду у моря погоды. На реальную погоду с температурой воздуха и осадками мне фиолетово, все равно почти весь день на работе. У нас там постоянно…

  • Прогулки по пятницам

    С проходимцами я на прошлой неделе не гуляла. Просто не смогла себя вытащить из дома в уличное пекло. Потом после двух недель жары по всей стране…

  • Июньские прогулки

    Прогулка с проходимцами тут https://prohodimcy.livejournal.com/3005171.html Жара. Я ее чувствую даже на работе под кондиционными мурашками. которые…